Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 11"

города Смоленска

СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

Психолого-медико-педагогическое сопровождение учебного процесса

 


Педагог-психолог высшей категории МБОУ "СШ №11" Евдокименкова Юлия Олеговна
График работы педагога-психолога


Педагог-психолог МБОУ "СШ №11"
Лисовская Анна Алексеевна
График работы педагога-психолога на 2019-2020 уч.г

Учитель логопед 
Жуковская Елена Ивановна
График работы логопедического кабинета


Социальный педагог,ответственный за организацию питания обучающихся: – Дроздова Юлия Алексеевна, тел. 55-32-64
График работы социального педагога Дроздовой Ю. А.


Единый общероссийский номер на помощь детям
 "ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ"
     8-800-2000-122 
звонок осуществляется бесплатно с любых телефонов!

Детский телефон доверия работает на территории Смоленской области с октября 2010 года, когда «Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» было подписано «Соглашение об обеспечении деятельности на территории Смоленской области детского телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером
8-800-2000-122». Детский телефон доверия (ДТД) – это служба экстренной психологической помощи, то есть помощи, которая нужна прямо сейчас и как можно быстрее. Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области Михайлова Наталья Александровна
(г. Смоленск, ул. Дохтурова, д. 3)

(4812) 38-00-81

СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей»
(г. Смоленск, ул. Неверовского, д. 26)

(4812) 38-31-42

СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»
(г. Смоленск, ул. Академика Петрова, д. 4б)

(4812) 66-53-03,
(4812) 30-06-76

Специализированный лечебно-консультативный центр охраны здоровья детей
ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер» (г. Смоленск, ул. Докучаева, д. 1)

(4812) 38-45-10

Линия «телефона доверия» на базе ОГКУЗ «Смоленская областная клиническая психиатрическая больница» для оказания профилактических консультаций, в т.ч. по профилактике суицидального поведения у детей (Смоленская область, Смоленский район, Корохоткинское сельское поселение, пос. Гедеоновка)

(4812) 42-75-00
(круглосуточно)

Центр охраны репродуктивного здоровья подростков «Млада» в г. Смоленске (на базе ОГАУЗ Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер (г. Смоленск, ул. Кирова, д.29 б)

(4812) 64-40-00 (горячая линия)
(4812) 35-06-77

ОГУЗ «Смоленский областной наркологический диспансер» (г. Смоленск, ул. Большая Советская, д. 4), зам. гл. врача Трушина Елена Николаевна
телефон доверия неотложная наркологическая помощь

(4812) 27-09-98
38-25-34
27-08-28
38-44-44

«Телефон доверия» УМВД России по Смоленской области

8(4812) 38-05-35,
(круглосуточно)
112

Управление Роскомнадзора по Смоленской области

(4812) 30-23-50

Телефон линии «Ребенок в опасности» следственного управления Следственного комитета РФ по Смоленской области (круглосуточно)

(4812) 67-66-00,
(4812) 38-17-88
8910-785-66-00
121, 123

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области
(г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1)

8(4812)-20-47-66

 

Основные направления деятельности педагога-психолога-

Психологическая служба школы один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Цель психологической службы в школе - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей, подростков в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
Выполняемые задачи на этапах обучения:
Начальная школа:

  • Определение готовности к обучению в школе.
  • Обеспечение адаптации к школе.
  • Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.
  • Развитие самостоятельности и самоорганизации.
  • Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.

Основная школа:

  • сопровождение перехода в среднюю школу;
  • поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;
  • помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • профилактика девиантного поведения.

Основными видами деятельности психологической службы являются просвещение как приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям и культуре; консультирование всех участников образовательного процесса; диагностика  уровня развития, личностных особенностей с целью определения психологических причин, трудностей и проблем в обучении и воспитании с последующей их коррекцией.
Деятельность психологической службы реализуется через индивидуальные и групповые консультации, тренинги, тематические лекции, беседы с обучающимися, педагогами и родителями, коррекционно-развивающие занятия для обучающихся.

Педагог-психолог оказывает помощь:

  • обучающимся, самостоятельно обратившимся в психологическую службу;
  • обучающимся с проблемами в обучении, поведении, общении, попавшим в «группу риска»;
  • учителям и родителям, обратившимся в психологическую службу.

Педагог-психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности.
Осуществляя комплексное непрерывное сопровождение обучающимся, специалисты психологической службы школы могут в случае необходимости рекомендовать специализированную помощь соответствующих учреждений.

 

Советы психолога

Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии

Как помочь ребенку в приготовлении уроков

Как предотвратить стресс у ребёнка перед оценочными работами (памятка для родителей)

Как помочь ребенку стать дисциплинированным

Советы для родителей Развиваем внимание у детей

Правила семейного воспитания

Ребёнок и развод родителей

Советы для родителей первоклассников

Родителям Ваш ребенок - пятиклассник

Советы для родителей Как общаться с подростком

Методические рекомендации по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью

Памятка родителям по профилактике суицида

 

Подросток в соцсетях: что должно насторожить родителей

       Страничка вашего ребенка в социальных сетях способна рассказать о нем многое. Обратите внимание на псевдоним, аватарку (главная фотография профиля), открытость или закрытость аккаунта, группы, в которых состоит подросток, а также на то, чем наполнена страница: видеозаписи, фотографии и друзья.
• Если профиль страницы закрыт даже от вас, постарайтесь аккуратно выяснить, по какой причине.
Закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, загруженных в социальные сети, символизируют суицидальные мысли.
• Если подросток размещает у себя на странице фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов, это плохой знак.
• Опасными считаются такие символы, как медузы, кошки, бабочки, единороги, съемки с высоты, крыш и чердаков, а также изображение того, как киты плывут вверх.
Группа подозрительных «друзей», появившихся за короткое время, свидетельствует о том, что подросток попал в опасную компанию.
• Чрезмерное увлечение копированием на своей страничке строчек из некоторых стихотворений, например, С. Есенина и И. Бродского, посвященных смерти, а также цитат из мистических книг должно насторожить родителей.
• Не стоит закрывать глаза и на участившиеся комментарии о смерти — как устные, так и к фотографиям в социальных сетях.
• Сохранение на страничках социальных сетей странной депрессивной музыки (особенно музыкальных направлений, пропагандирующих печаль и смерть) — один из ярких «симптомов» суицидальных наклонностей.


Внешние признаки: когда бить тревогу

• Необъяснимое желание похудеть, сильная критика в адрес полных людей.
•Увлечение кофе, ранний утренний подъем (если за подростком такого раньше не наблюдалось).
•Выбор черной мрачной одежды, возможно, с символами, ассоциирующимися со смертью.
• Внезапное изменение внешности: выбривание висков, окрашивание волос в неестественные тона.
•Появление на теле следов порезов, ожогов и иных признаков членовредительства.
• Постоянная вовлеченность в виртуальный мир, увлеченная переписка в Сети (часто с малознакомыми людьми).
• Необычный сленг в переписке, которым ребенок раньше не пользовался.
•Закрытие доступа к девайсам, установка дополнительных паролей на домашнем компьютере, использование браузеров, предоставляющих возможность анонимного просмотра страниц.
• Пристрастие к мобильным приложениям с внутренними чатами.
•Рисунки странного характера (перевернутые кресты, сатанинские звезды, масонские знаки).
• Появление идеи установить в спальне зеркало напротив кровати.
• Увлеченность мистическими фильмами и сценами жестокости и насилия.
• Неожиданное желание сделать татуировку со странными символами.
•Отказ от общения с родителями и маскировка своих проблем и переживаний.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!


 

Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком

Если вы слышите:
"Ненавижу учебу, класс…"

Обязательно скажите:
"Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?"
Никогда не говорите:
"Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй"

Если вы слышите:
"Все кажется таким безнадежным…"

Обязательно скажите:
"Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у тебя проблемы и какую из  них надо решить в первую очередь"
Никогда не говорите:
"Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе"

Если вы слышите:
"Всем было бы лучше без меня!"

Обязательно скажите:
"Ты очень много значишь для всех, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит"
Никогда не говорите:
"Не говори глупостей, давай поговорим о чем-нибудь другом"

Если вы слышите:
"Вы не понимаете меня!"

Обязательно скажите:
"Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это  знать"
Никогда не говорите:
"Кто же может понять молодежь в наши дни""Никому не нужны чужие проблемы"

Если вы слышите:
"Я совершил ужасный поступок.."

Обязательно скажите:
"Давай сядем и поговорим об этом"
Никогда не говорите:
"Что посеешь, то и пожнешь!"

Если вы слышите:
"А если у меня не получиться?"

Обязательно скажите:
"Если не получиться, мы подумаем какэто сделать по-другому". Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное"
Никогда не говорите:
"Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!"

 

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Нарушение сна, соматические жалобы

Чувство усталости

Изменение аппетита или веса

Нарушение сна, соматические жалобы

Ухудшение успеваемости

Неусидчивость, беспокойство

Снижение интереса к обучению

Фиксация внимания на мелочах

Страх неудачи, чувство неполноценности

Чрезмерная эмоциональность

Негативная самооценка

Замкнутость

Чувство «заслуженного отвержения»

Рассеянность внимания

Заметное снижение настроения при малейших неудачах

Агрессивное поведение

Чрезмерная самокритичность

Непослушание, склонность к бунту

Сниженная социализация

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Агрессивное поведение

Прогулы в школе, плохая успеваемость


 

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми и подростками

  • внимательно выслушайте ребенка. В состоянии душевного кризиса любому
    из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы,
    касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность
    за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков.
    Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только
    о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным

  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он
    оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его,
    указать возможные пути решения возникшей проблемы;

  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь
    в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать
    соответствующие номера телефонов;

  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов
    людей, которым родители сами доверяют.

 

Логопедический пункт

Годовой план работы логопедического пункта

Консультации для родителей.

Как предупредить возникновение у детей затруднений при обучении их грамоте.

Речевая готовность к школьному обучению

 

Основные направления деятельности социального педагога

Аналитико-диагностическое – выявление социальных и личностных проблем ребенка, изучение индивидуальных особенностей ребенка, медицинских карт, жилищных условий, особенностей семейных отношений. 
   Социально-правовое – защита прав ребенка, выявление учащихся, нуждающихся в социально-педагогической поддержке.
   Консультирование обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, консультирование родителей, классных руководителей, педагогов-предметников по решению социально-педагогических проблем ребенка. 
    Профилактическое – своевременное выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся; формирование у детей навыков ведения здорового образа жизни. Профилактическая и коррекционная работа с обучающимися, состоящими на учете в ОПДН УМВД России по г. Смоленску и внутришкольном учете; повышение уровня правовой культуры обучающихся и их родителей.

 

Чем занимается социальный педагог в школе

Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства детей.
   Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условий жизни.
     Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
     Выступает посредником между семьей и школой, а также официальными инстанциями в интересах ребенка.
    Организует различные виды социально-ценной деятельности обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ.

Памятка для детей и их законных представителей о действиях при получении информации о совершении противоправного деяния в отношении несовершеннолетнего

Рекомендации для детей и их законных представителей: О правилах поведения детей в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Порядок действий при получении информации о совершении в отношении детей противоправного деяния».